В мою бытность тимлидом в Лайте для меня остро стоял вопрос проектирования UX и поиска человека, который этим будет заниматься. Мы последовательно наняли нескольких классных ребят, и они так же классно последовательно от нас сбежали.
Во-первых, мы не успевали реализовывать те улучшения, которые разрабатывали ребята. Множество задач, которые они тогда сделали, так и пылятся на полке. Это мерзко и обидно. Тогда я, к сожалению, ничего не знал про канбан. С ним бы мы быстрее поняли, что не можем их обеспечить работой.
Во-вторых, Лайт весьма специфический софт и, мне кажется, таким классным ребятам просто было не интересно им заниматься.
Все это время, на фоне, у меня была мысль, что идеальным вариантом было бы привлекать фрилансеров к тем эпизодическим задачам, что возникали в Лайте. Сергей Соловьев и Игорь Гольдберг тогда меня убедили, что это плохая идея. У компании уже был подобный опыт, и он был резко негативный. Я с ними тогда согласился и не стал экспериментировать.
Но опыт взаимодействия с фрилансерами мне был очень интересен, а уроки лучше всего усваиваются на своих ошибках. В итоге, когда встал вопрос о проектировании нашего факультативного проекта, я решил нанять фрилансера.
После нескольких дней поиска и обсуждения условий, мы договорились с одним товарищем из братской Украины. На входе были даны пользовательские сценарии.
Мы разбили работу на три этапа:
- Разработку концепции приложения и создание вайрфреймов в Axure.
- Графический дизайн
- Нарезка
Дальше он взялся за работу. В моих мечтах это выглядело так:
- Мы обсуждаем в подробностях задачу, я подробно отвечаю на все его вопросы
- Он пропадает на неделю
- Мы обсуждаем результат, вносим правки
- PROFIT!!!
Фиг там! Все время, что он работал над задачей, мне приходилось висеть в скайпе и отвечать на появляющиеся вопросы. В итоге, ответы на вопросы заняли столько времени, что за него я мог бы самостоятельно освоить Axure и Illustrator. К сожалению, навыки в Axure и Illustrator не делают из человека дизайнера.
Товарищ очень гордился скоростью исполнения заданий. Его скорость действительно поражала, он выполнял задачи за половину или даже треть поставленного срока. Но с такой скоростью, на самом деле ни я, ни он не успевали подумать.
Тут я допустил свою главную ошибку в этой затее: после того как были сданы вайрфреймы в Axure, я не взял паузу и не провел хотя бы коридорного тестирования. Первое же тестирование выявило бы, что основой экран приложения, хоть и формально решает задачи, поставленные в сценарии, но таким способом, которым ни один разумный человек их решать не захочет. Мы просто на словах проговорили, как эти сценарии решаются и отправили экраны в графдизайн.
Полученный в итоге результат, был плачевен. Его нельзя было отдать в разработку. Было множество проблем:
- Это был лишь набор картинок экранов. Все нюансы поведения, переходы и прочее остались в skype-переписке вперемешку с обсуждениями различных вопросов и проблем, выяснением отношений, убеждениями, что «андройд – говно, яблоки – всё». На упорядочивание этого всего ушли бы недели.
- Не было совершенно продуманы моменты, вроде того, что происходит, пока загружается информация с сервера. Как реагирует приложение, когда результат действия нельзя отобразить мгновенно.
- Графический дизайн приложения не то же самое, что графический дизайн открытки, и, когда рисуются дизайнерские элементы управления, они должны рисоваться во всех состояниях. Я об этом тогда не задумывался, он тоже.
- Дизайнер видимо спешил сдать работу, не задумывался о нюансах и не пытался погрузиться в тему. Так, например, время работы достопримечательности в прототипе отображается одной строчкой «с 8 до 5». Но у многих мест расписание работы зависит от дня недели, сезона, времени года и государственных праздников. Зачастую, чтобы его отобразить, нужен отдельный экран на телефоне. И таких мин по всему прототипу бесчисленное множество.
- Меня смутили некоторые графические решения. Это может быть и вкусовщина, но мне всегда, например, казалось, что надпись не может быть выровнена почти по центру.
С другой стороны у этого эксперимента было два огромных положительных момента.
Во-первых, я получил бесценный опыт, понял на своей шкуре, о чем тогда говорили Игорь и Сергей.
Во-вторых, наличие пусть стрёмного, но всё-таки прототипа вдохнуло жизнь в идею и позволило приступить к разработке.
Первую версию мы выпускаем именно в этом дизайне. Слава богу, среди нас появился дизайнер UX, которому так же интересна эта тема, и он уже взялся сделать из этого самое удобное приложение для путешествий.
P.S. Как ни странно, эта история не отбила у меня интерес к фрилансерам. Если у вас есть положительный опыт
взаимодействия с фрилансерами при работе над нетривиальными задачами или вы знаете, как такую работу организовать, я с удовольствием угощу вас чашечкой кофе.